понедельник, 23 сентября 2013
Традиционный в разговоре про этику анекдот:
– Доктор, поцелуйте меня, пожалуйста.
– Нет, голубчик, я не могу. Есть такая вещь – профессиональная этика, которая запрещает нам целоваться со своими пациентами. Да и спать-то мне с вами не следовало…
Этический кодекс - это свод правил, на которые важно опираться в работе, чтобы она была эффективной и не вредной для клиента.
Кодексы немного различаются в различных подходах и организациях. В России пока нет законодательства, регулирующего работу психологов. Да что там, деятельности такой нет даже в ОКВЭД. Следовательно, деятельность психолога регулируется.... никак. Почти, никак. Например, если что-то из коллег узнает, что я нарушаю этические нормы, то он обязан сообщить в этический комитет организации, в которой я училась. Они вызовут меня, будут разбираться. Но самое страшное, что они могут сделать, это отозвать сертификат. Как вы понимаете, клиенты об этом ничего не узнают и я могу дальше спокойно работать. Таким образом, соблюдение кодекса - это вопрос скорее совести и здравого смысла. Некоторые правила из него являются строгим нарушением, некоторые время от времени все нарушают. Но. Возникли они не из воздуха и почти каждый раз, нарушая, психолог рискует попасть в засадную ситуацию, которую непонятно, как разруливать.
У меня сейчас нет цели описать все-все правила разных кодексов, я напишу, что помню, ладно? И попробую описать смысл этих правил.
Я не буду писать про контракт, условия работы, время и т.д.
Остановлюсь скорее на базовых принципах.
ПоехалиКонфиденциальность. Понятно, что информация, рассказанная клиентом не может быть передана третьим лицам.
Иногда что-то важно обсудить с коллегами, супервизором или другими специалистами в смежных областях. Тогда меняются имена, опознавательные черты, события, иногда даже возраст и пол, если это возможно в данной ситуации. Т.е. рассказывать так, чтобы клиент не был опознан. Если мне очень важно с кем-то поделиться, то я часто рассказываю некий собирательный образ с клиентов. Они сами себя вряд ли в нем узнают. )
Но бывают ситуации, когда информация раскрывается. Например, если клиент убил кого-то или совершил какое-нибудь преступление и не понес за это наказание, то мы должны об этом рассказать в органы. Я об этом клиентов заранее предупреждаю и прошу не рассказывать мне подобные вещи. Понятно, что лично я буду сообщать не обо всех нарушениях. Грубо говоря, я не пойду в ГИБДД, если клиент расскажет, что нарушил правила дорожного движения.
Двойные отношения. У психолога не должно быть двойных отношений с клиентами. Это правило часто нарушают начинающие психологи, когда берут в работу подруг или пробуют что-то на мужьях. Наверно, это важный опыт, после него сразу понятно, что не стоит. Из этого почти никогда ничего хорошего не получается. Или просто работа не удается, или рушатся дружеские отношения. Но этот пункт куда более коварен, чем может показаться. Если совсем с близкими все ясно, то самые большие попадалова возникают в другом. Пример: психолог взяла в работу подругу подруги подруги, т.е. человека, которого она совсем не знает, через n-ое количество встреч выясняется, что она является любовницей мужа подруги. Это засада. Психолог уже не может быть ни с клиенткой, ни с подругой. Поэтому, в идеале клиент должен быть совсем со стороны. Это, конечно, не гарант, что не выяснится что-то такое, с чем потом сложно будет как-то обойтись, но шансы уменьшаются.
Двойные отношения - это не только семейные, любовные или дружеские + психотерапия. Сюда же в общем-то относятся и профессиональные и пользование какими-нибудь услугами. Совсем недавно получилось, что заочно я узнала об одном крутом специалисте в одной области, а она обо мне через общую знакомую. Я к ней обратилась по своим вопросам, воспользовалась услугой, возможно буду пользоваться еще. В конце нашей встречи она спросила, правильно ли она понимает, что теперь не может быть моей клиенткой. Правильно. В ближайшие несколько месяцев не стоит. Конечно, ее услуга была довольно личной. Это не будет касаться продавцов в магазине, например. Или дизайнера визиток. Но парикмахера, к которому я хожу регулярно, я в работу не возьму.
У нас иногда бывают ситуации, когда терапевт становится тренером группы, в которой учится его клиент. Я училась в сборной группе, тренер менялся каждую встречу. Все проходят личную терапию, понятно, что любой старший тренер является чьим-то терапевтом. И, скажу вам, это непросто. На меня это точно влияло и потом в терапии мы возвращались к этой ситуации.
Этот пункт предполагает не только то, что мы не начинаем работу с людьми, с которыми состоим в каких-то отношениях, мы еще и не имеем права начинать с клиентом дружеские или любовные отношения. Это очень важное правило. Если нарушения в первой части могут просто не дать работе быть или немного ее усложнить, то в этом они способны нанести вред клиенту. Я слышала про несколько случаев сексуального злоупотребления. Поверьте, это не заканчивается хорошо. Представьте, что наконец то появился человек, с которым вы можете быть полностью собой, вы рассказываете ему то, что, возможно, никому раньше не решались сказать, он способен это принять, отнестись к вам с теплом, пониманием, уважением. Нормально, если к нему возникают чувства и хочется сближения. Задача психотерапевта как-то обработать эти чувства, помочь клиенту их увидеть, переварить, научиться переносить в свою жизнь, а не использовать клиента в своих целях в тот момент, когда он наиболее уязвим.
Я слышала истории, в которых клиент и психолог становятся друзьями. Это непросто, т.к. часто нравится образ, а не сам человек. Но так бывает. В таких случаях работа обязательно заканчивается. В идеале после окончания еще должно пройти какое-то время. В самом идеале - год. Если после этого хочется каких-то отношений - ок.
Компетентность. Хорошо бы психологу понимать, с чем он может работать, а с чем нет и когда следует перенаправить клиента к другим специалистам. Это не всегда сразу понятно. Клиент может прийти с одним, а потом окажется что-то совсем другое. Но первых несколько встреч достаточно, чтобы зародились сомнения, с которыми можно уже бежать к супервизору, если самому не разобраться. Т.е. важно понимать, когда сам специалист нуждается в помощи и какой именно.
Еще мы не имеем права принимать дорогие подарки. Недорогие и с поводом, в целом, можно, если они достаточно редкие. Представляете, как иногда тяжело коллегам отказываться от шуб, машин и ремонта в доме? Но принять это = использовать клиента.
@темы:
Психология
абсолютно не согласна, у тебя хороший стиль написания, читается о сложном очень легко и доступно
не могла не написать)