15:40

Хотите поговорить об этом?
Прошлась по дневникам ПЧ и в некоторых встретила текст про долженствование с дискуссиями. Захотелось выразить свою точку зрения, но не решила, в каком дневнике ее обозначить, поэтому напишу здесь.
Если совсем упростить, то в тесте говорилось о том, что чувства долга превращает нас в жертв, портит жизнь и мешает счастью. Аргументация же другой стороны была про то, что без долга мы не можем быть цивилизованными людьми и многие вещи мы делать именно должны, а не хотим.

Я согласна и с теми, и с другими. Моя позиция заключается в том, что бывает разный долг.

Есть такое понятие как "интроект", т.е. непереваренное убеждение. Человеку что-то сказали в детстве, он не проверил, подходит ли это ему и теперь руководствуется этими правилами, которые не основываются на его собственных ценностях и иногда даже здравом смысле. У нас у всех есть такие убеждения. У кого-то больше, у кого-то меньше. Тут мы имеем людей, которые получают высшее образование, потому что надо, хотя у них уже есть любимое дело, приносящее доход и удовольствие. Тут мы имеем женщин, которые терпят унижения в семье, потому что должны быть хорошими женами. Тут мы имеем мужчин, которые должны пахать 24 часа в сутки, хотя денег уже давно достаточно, потому что мужчина должен быть успешным и заработать как можно больше. Тут мы имеем родителей, которые требуют идеальную учебу от детей и родителей, которые и родили этих детей, т.к. должны были. Тут же все люди, которые не могут отказать другим и все время жертвуют своими потребностями в угоду другим. Все эти ситуации не сводятся к интроектам, там много всего намешано, но и интроекты в том числе. И, да, тут много чувства вины, стыд, когда делаем что-то для себя, нарциссические травмы. Такая жизнь, правда, не ведет к счастью. Это путь в депрессию и другие расстройства.

Но есть и другое понятие - ценности. Это те убеждения, которые мы переварили, присвоили себе, это то, что нам важно. Мы можем чего-то не хотеть, но делать это руководствуясь ценностями. Ценность тоже ощущается как долженствование. "Я должен это сделать", это важно для меня. Мы встаем ночью к ребенку, т.к. должны, т.к. это нам важно, это не то, что доставляет удовольствие и чего хочется делать. И иногда жертвуем своими желаниями ради того, что нам ценнее.

Не всегда просто отличить одно от другого. Когда мы встаем на свою ценность, то можем ощущать силу и энергию, а не обреченность. В ценности больше выбора и меньше принуждения. Больше согласия с собой. Можно задать себе вопрос, почему я это должен и поискать ответ. "Потому что меня так учили", "все так делают" - это интроекты. "Потому что мне это важно" - ценность.

@темы: ИМХО, Психология

Комментарии
09.10.2015 в 16:19

И дай вам Бог того вдвойне, чего желаете вы мне.
Спасибо. Я все никак не могла оформить эти мысли в слова :)
09.10.2015 в 17:03

Хотите поговорить об этом?
Ярошинская, эти понятия так часто путают, что и не удивительно, т.к. везде "я должен".
09.10.2015 в 17:25

И дай вам Бог того вдвойне, чего желаете вы мне.
Mela P., ну вот для меня как раз есть большая разница между "должен себе" и "должен другим". Но я тут немного сдеградировала с этими агу и тпрунь и имею трудности с формулировкой мысли)))
09.10.2015 в 18:45

Приносящая дожди...
очень правильно написано. мне в голову не приходило так распределить
09.10.2015 в 19:18

Ut in ipsa origine nati sumus.
"Потому что меня так учили", "все так делают" - это интроекты. "Потому что мне это важно" - ценность.
Вот - да. Всё внутри согласно покивало и погладило себя по голове))
09.10.2015 в 21:58

отлично сформулировано! спасибо.

знаешь, пару лет назад я работала с Сашей Моховиковым про личную морально-этическую систему. и то, что можно предавать некоторую общественную, общепринятую мораль - но слишком мучительно, болезненно предавать ценность собственной этической системы. личной, той, которая сформирована годами.
я всё спрашивала - как же мне поступать, заложить ли своего - очень ценного - руководителя?
а он говорил: предашь ли ты себя? прислушайся, какое действие станет для тебя предательством себя самой.
ну, по крайней мере, я его так услышала. и мне это сильно помогло.

спасибо тебе за твои слова, ты очень здоровски это всё облекла в.
10.10.2015 в 09:50

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
Mela P., полностью с тобой согласна. (Только не могу понять, что произошло у меня с курсом по AI)) Вроде, пошла на него ради ценностей, но то ли потому что не потянула, то ли не те оказались ценности, то ли другие ценности оказались важнее и пришлось выбирать... В общем, как-то незаметно все перешло в интроекты, почти по-портосовски - "Я учусь, потому что... учусь!")
10.10.2015 в 09:51

"Путь в тысячу ли начинается с лёгкого шока" (Al Dragon)
Mela P., полностью с тобой согласна. (Только не могу понять, что произошло у меня с курсом по AI)) Вроде, пошла на него ради ценностей, но то ли потому что не потянула, то ли не те оказались ценности, то ли другие ценности оказались важнее и пришлось выбирать... В общем, как-то незаметно все перешло в интроекты, почти по-портосовски - "Я учусь, потому что... учусь!")
10.10.2015 в 11:18

Хотите поговорить об этом?
Ярошинская, Но я тут немного сдеградировала с этими агу и тпрунь и имею трудности с формулировкой мысли
))))

Zaxarka, мне бы тоже не пришло. Я этому обучалась. Правда, очень тонкая грань между этими "должен".

Vodin, :buddy:

зашелестело..., предашь ли ты себя? прислушайся, какое действие станет для тебя предательством себя самой.
Ты говоришь про очень важную вещь. В экзистенциальном анализе это и называют совестью. Только формулируется скорее с другой стороны - есть ли согласие с собой, делаешь ли ты это с согласием. Если есть доступ к совести, то через это намного проще понять должен или нет. И многие другие вещи. Те же этические ситуации. Я про это не стала писать, т.к. не так много людей имеют этот доступ.

Magrat Garlick, но то ли потому что не потянула, то ли не те оказались ценности, то ли другие ценности оказались важнее и пришлось выбирать...
Да, тут любая из этих причин может быть. Иногда нам кажется, что где-то есть ценность, но там мы ее не находим. Или, правда, другое оказывается важнее. Очень здорово, если это получается отслеживать.
10.10.2015 в 11:45

Жизнь - это то, что происходит, пока мы строим свои планы
Вот, тронула тема.
10.10.2015 в 13:42

Mela P., знаешь, про другую сторону (то ли согласие, то ли предательство) - это как с желаниями, наверное)) когда проще понять, чего НЕ хочешь, чем вот так сразу обнаружить настоящее ХОЧУ) так и тут: вроде ощущение предательства самого себя острее и чувствительней, чем поступок в согласии с собой)
12.10.2015 в 22:53

Лишь тогда тебе по пути с богами, когда встаешь на их тропу, а это требует мужества.
Спасибо, очень точно. Можно перепост сделать?
13.10.2015 в 09:52

Хотите поговорить об этом?
Эленерэ, да, конечно.