Вот так пойдешь пообедать с любимой коллегой-аспирантской из лаборатории психофизиологии, и простой вопрос "Че так трудно учиться-то стало, а?" заканчивается мини-лекцией о нейрогенезе и консолидации памяти.
Если кому-то интересна тема, то вот.
Потом еще обсуждали, почему эмоционально тяжелее сдавать экзамены по специальности, чем это было в студенчестве?
И, пожалуй, коллега права, предположив, что экзамен в вузе - показатель выучил ты или нет предмет. Ну не выучил, бывает. Это гораздо меньше затрагивает самооценку, чем экзамен по общей психологии у профессионального психолога.
Общая психология ведь главный предмет, вроде. При этом, никто из практиков ее не знает. Мне кажется, что большая часть практикующих психологов на вопрос "Чем различаются теории деятельности между собой?" ответит "А что, их несколько?". Потому что это неважно для эффективной психотерапевтической работы. А все равно стремно вот так проработать психологом 15 лет и понять, что ты не знаешь общей психологии.
Потом еще обсудили, что было бы здорово, если бы не надо было учиться в аспирантуре, а можно было бы просто приходить, проводить эксперименты, участвовать в семинарах, заниматься своим исследованием и т.д.
В общем, хорошо пообедали, и я все больше убеждаюсь, что нормальные люди в аспирантуру не идут.)