В профессиональный праздник естественным образом пересматривается свое место в профессии. Наверно, в этом году в моем восприятии своей работы многое изменилось. Недавно думала, как бы я отреагировала, если бы мой сын захотел стать психологом. И, знаете, я бы не обрадовалась. Да, я очень люблю свою работу, мне интересны люди, мне ценно делать именно это, сама работа наполнена смыслом и важным. Но теперь я уверена, что работать психологом стоит только в том случае, если не можете не. Это совсем не развлечение.

Все работы тяжелы по-своему.

Недавно отвечала одному клиенту после нашей встречи, который считал, что загрузил меня и как это тяжело, наверно, слушать людей. Нет, мне не тяжело слушать людей, меня это не нагружает, мне интересны люди. Мне они интересны даже в своей запутанности, невозможности собраться и ясно описать ситуацию, сильных чувствах, сложных темах. Без базового интереса к людям невозможно оставаться в профессии. Он предполагается априори. Тяжело в ней совсем другое.

Во-первых, тяжело в профессии просто остаться. Вы знаете, очень мало людей с высшим психологическим образованием становятся консультантами или выбирают другое направление психологической помощи. У нас из потока в 70 человек работают по специальности человек пять.
В начале обучения (это еще несколько лет после вуза или параллельно с ним) приходится тратить много денег на обучение, личную терапию, супервизию, а зарабатывать их этой деятельностью еще в общем-то нельзя. Хорошо, если кто-то может это оплачивать или есть другая работа. Впрочем, с другой работой свои трудности. Оооочень сложно сменить стабильную работу на деятельность, от которой в начале (и это долго длится!) одни расходы. Многие так и не решаются.
Я даже не буду тут описывать всю законодательную ситуацию сфере психологической помощи в нашей стране. Скажу лишь, что все участники процесса никак не защищены.
Можно, конечно, работать в центрах и различных государственных учреждениях, но там тоже свои сложности.
Здесь дело даже не только в деньгах, не все в них нуждаются в конце концов. Эта сфера все еще не сильно развита в нашей стране, люди только-только понимают, зачем вообще нужны психологи, какие проблемы можно решать с их помощью, мы не работаем по страховке, как коллеги в некоторых других странах. Молодому специалисту приходится делать много разной работы, чтобы продвигать себя. Не психологической работы. Он может быть блестящим талантливым психологом, но плохим предпринимателем и продажником. Или не уметь писать тексты, а сейчас успешнее именно те психологи, кто хорошо пишет и пиарится. Для этого нужны другие навыки, между прочим, и это никак не связано с квалификацией и профессионализмом. И точно первое время начинающий специалист будет чувствовать себя не очень востребованным. Опять же, можно пойти в госучреждение и быть очень востребованным за очень маленькие деньги, что тоже выдерживать непросто. И в этот момент приходит мысль, что, может, найти себе уже нормальную работу? И это очень хороший вариант для тех, кто может не работать психологом.

Во-вторых, это нескончаемая душевная работа. Нельзя отключиться и сделать ее на автомате. Или даже только на знаниях, на голове. Еще при обучении придется проходить личную терапию у мастеров, в процессе которой вы встретите все самое страшное, больное, стыдное, что есть в вас. Пока это не рассмотрено пристально, работать в общем-то нельзя. Каждую встречу с клиентом приходится быть внимательной к своим собственным чувствам, их оттенкам и нюансам, потому что это тоже инструмент работы и может дать очень много информации о клиенте, продвинуть отношения. Приходится развивать чувствительность и потом невозможно не трогаться, когда поднимаются болезненные темы. Приходится одновременно развивать чувствительность и устойчивость в выдерживании сильных чувств. Своих и другого человека. Злости, тревоги, горя, стыда. Выдерживать обесценивание и оставаться в отношениях. Выдерживать посягательство на свои границы и уметь с этим обходиться. Не рушиться при этом самой и брать это в работу для помощи клиенту.
Параллельно с этим, психолог должен иметь какую-то ясную философскую картину мира, постоянно исследовать разные феномены, обдумывать их, относиться к ним. Это и этические моменты, порой мучительные. Эта работа требует постоянной затронутости, открытости для нового опыта, включенности в контакт с другим человеком.

Не радостный у меня в этом году текст получился. Весь романтизм профессии совсем прошел, но обнажилась ее ценность. Я очень рада, что когда-то выбрала этот путь. Путь честности в отношениях, принятия, открытости для разного. Мне все еще кажется, что это самая интересная работа на свете.

Всех причастных с праздником!