Внезапно прочитала религиозную книгу и внезапно же мне она очень понравилась.
Я не помню, как скачала ее. Скорее всего по чьей-то рекомендации. Спасибо этому человеку!
В книге на самом деле очень мало про религию и очень много про ценности и человеческое отношение к людям.
Это даже не книга, а ответы на вопросы, размышления на тему отношений с больным или умирающим человеком. До религиозной деятельности автор был врачом.
В тексте в концентрированном виде представлены очень важные вещи про помогающие отношения. Я бы многим психотерапевтам порекомендовала ее прочитать, независимо от веры.
Я впервые в жизни подумала, что возможно православные ценности мне намного ближе, чем казалось.
Кстати, многие вещи, о которых он пишет, успешно применяются в работе психологов и психотерапевтов.
"Инициатива в каком-то отношении должна идти от больного, а не от тебя. Ты должен быть настолько углубленно-молчалив и открыт, чтобы больной мог в любую минуту с тобой заговорить. Важнее всего, больше всего помогает (и научиться этому трудно) способность сесть и пребыть тут".
"Я думаю, что если у священника хватит просто честности сказать: я ничего не могу сделать, кроме того чтобы прийти, сесть и ждать, что будет - и то будет на пользу".
"Следует научиться видеть человека и слышать его. И в течение всего разговора воспринимать не только слова, но и выражение глаз, лица и голоса. Мы, может, услышим очень мужественные слова, произнесенные со страхом в голосе. И мы должны быть в состоянии ответить на страх или на невысказанный вопрос, скрытый за словами, а не только на произнесенные слова".
"Одна из вещей, которая может погубить встречу или посещение больного, - это пустая болтовня, пустословие, потому что болтовней, словно ширмой, часто пользуется человек, чтобы защититься от необходимости быть серьезным, высказать свою тревогу, быть правдивым и истинным".
"Таинство не является магическим способом исцелить или очистить человека".
"Слезы - дар Божий. Никогда не надо мешать им течь."
"Человеку нужно, чтобы ты с ним был в его горе, на дне этого горя вместе с ним, и не убеждал его, что горя нет или что он неправ, горюя. И надо дать время благодати и внутреннему опыту человека что-то сделать".
"Во-первых, он [священник] никогда не должен ставить себя в положение учителя. Не надо делать вид, будто потому что ты священник, ты понимаешь то, чего никогда сам не испытывал. Это раз. Второе: у тебя должно быть собственное отношение к смерти. И это одна из задач нашей христианской жизни: привыкнуть к мысли о смерти, знать, что она есть, знать, как ты к ней относишься".